Беседа с детьми на тему грубых слов. Беседа в старшей группе на тему вежливые слова. Вопросы к детям

Лопатина Наталья Валерьевна

воспитатель

КГУ «Качирский детский дом» управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.

Ожидаемый результат:

Знать – вежливые слова

Иметь – представление о воспитанном человеке.

Уметь — применять вежливые слова в разговоре.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.
Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»
Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,
Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.
Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Отгадывание загадок.
Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.
1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!
Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо, и робка он вот что сказал:
— Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Прослывишь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)

Подведение итогов:
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?

3)Кто приходил к нам в гости

Беседа в старшей группе на тему: "Вежливые слова"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.
Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.
Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»
Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,
Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.
Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Отгадывание загадок.
Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.
1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!
Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо, и робка он вот что сказал:
- Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Прослывишь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)
Рефлексия.
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?
3)Кто приходил к нам в гости?

Этические беседы на тему «Вежливость».

Пояснительная записка.

Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитателя. Для решения этой задачи воспитателю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В системе непрерывного образования основная функция и значение детского сада определяется главным образом неизменной ценностью этой ступени становления и развития личности нравственное воспитание ребенка.

Очень часто наше настроение, да и самочувствие, напрямую зависит от того, как к нам относятся окружающие нас люди: родители, друзья, одноклассники. Зачастую грубое слово, обидная кличка или прозвище, бестактность, безразличие или непонимание больно ранят нас, что иногда ведет даже к ухудшению самочувствия. Поэтому очень важно следить за своей речью, не позволять себе грубых, обидных для других слов.

Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость – чудесная и добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебства частица.

Цель:

Формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.

Задачи:

1. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.

2. Воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.

3. Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

Актуальность.

Научить ребенка: правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли. Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой. Слушать и слышать других. Владеть силой голоса и различать интонации. Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

Разминка.

Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем, «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Предварительная работа:

Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений. Обсуждение правил вежливости.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.

).

Дети высказывают свое мнение ).

Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Не ошибись, пожалуйста»

Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово.

Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом)

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще(здравствуйте )

Не проявляйте днем лень

Сказать при встрече, (добрый день )

Вы после завтрака могли бы

Сказать всем поварам(спасибо ).

Из вежливости, не из жалости

Почаще говори (пожалуйста ).

Когда уходишь всем на прощание

Скажи простое, (до свиданья )

спасибо )

добрый день )

спасибо )

здравствуйте )

прости, пожалуйста )

здоровья )

Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Физкультминутка:

Это лёгкая забава .

Это лёгкая забава -

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно -

Там стена, а там окно. ()

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания. )

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте. )

От добра добро не ищут.

Делать добро спеши.

Без добрых дел нет доброго имени.

Добрые дела красят человека.

Ссора до добра не доведет.

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

«Добрый вечер», «Добрый день»

Говорить нам всем не лень!

«Утро доброе» мы скажем,

Поутру проснувшись, маме.

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им, «Извини»

И свою им предложи.

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят, и тут, и там.

Домой гости уезжают

«Доброго пути!» желаем.

Вопрос:

).

).

Молодцы! Вы очень вежливые дети, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым?

).

Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым.

Итог беседы:

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства детей.

Ну что ж, давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. И будем чаще делать добрые хорошие поступки. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

Ребята, вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по теме: Этические беседы на тему «Вежливость».

Пояснительная записка.

Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитателя. Для решения этой задачи воспитателю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В системе непрерывного образования основная функция и значение детского сада определяется главным образом неизменной ценностью этой ступени становления и развития личности нравственное воспитание ребенка.

Очень часто наше настроение, да и самочувствие, напрямую зависит от того, как к нам относятся окружающие нас люди: родители, друзья, одноклассники. Зачастую грубое слово, обидная кличка или прозвище, бестактность, безразличие или непонимание больно ранят нас, что иногда ведет даже к ухудшению самочувствия. Поэтому очень важно следить за своей речью, не позволять себе грубых, обидных для других слов.

Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость – чудесная и добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебства частица.

Цель:

Формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.

Задачи:

1. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.

2. Воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.

3. Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

Актуальность.

Научить ребенка: правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли. Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой. Слушать и слышать других. Владеть силой голоса и различать интонации. Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

Разминка.

Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем, «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Предварительная работа:

Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений. Обсуждение правил вежливости.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.

Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает ).

Скажите мне, пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение ).

Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Не ошибись, пожалуйста»

Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово.

Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом)

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще(здравствуйте )

Не проявляйте днем лень

Сказать при встрече, (добрый день )

Вы после завтрака могли бы

Сказать всем поварам(спасибо ).

Из вежливости, не из жалости

Почаще говори (пожалуйста ).

Когда уходишь всем на прощание

Скажи простое, (до свиданья )

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо )

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день )

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо )

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте )

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста )

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья )

Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Физкультминутка:

Это лёгкая забава .

Это лёгкая забава -

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно -

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево. )

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания. )

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте. )

Уместно вспомнить пословицы и поговорки о доброте:

От добра добро не ищут.

Делать добро спеши.

Без добрых дел нет доброго имени.

Добрые дела красят человека.

Ссора до добра не доведет.

Чтение стихов «Вежливые слова»

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

«Добрый вечер», «Добрый день»

Говорить нам всем не лень!

«Утро доброе» мы скажем,

Поутру проснувшись, маме.

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им, «Извини»

И свою им предложи.

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят, и тут, и там.

Домой гости уезжают

«Доброго пути!» желаем.

Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?

Какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки ).

Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым ).

Молодцы! Вы очень вежливые дети, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым?

Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать ).

Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым.

Итог беседы:

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства детей.

Ну что ж, давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. И будем чаще делать добрые хорошие поступки. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

Ребята, вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.


Инсценированная беседа:

«Вежливые слова»

(нравственное воспитание)

Иванова О.А.

методист МБОУ ДОД «СЮТ»

г.Новошахтинск

Цель:

Воспитать у уч-ся чувство вежливости, уважительности к старшим,друг к другу. Вспомнить известных героев сказок и на их примере показать как важно быть вежливым.

Помещение кружка оформлено выставкой книг: С.Маршак «Ежели вы вежливы», В.Морозов «Неблагодарные», В.Осеева «Кто наказал его?», В.Осеева «Что нельзя, того нельзя», Б.Заходер «Перемена».

Педагог:

Ребята, сейчас у нас появятся герои сказокА.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» Мальвина и Буратино.

(Герои появляются).

Мальвина:

Здравствуй, Буратино!

Буратино:

Здравствуй, Мальвина!

Мальвина:

Буратино, я хотела бы с тобой поговорить. Как ты думаешь, приятно людям с тобой говорить или нет?

Буратино:

Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду!

Мальвина:

Буратино, какой у тебя тон?!

Буратино:

Что, значит, какой тон! Обыкновенный!

Мальвина:

Погоди, Буратино. Пусть ребята скажут так ли уж у тебя обыкновенный тон?

Мальвина:

Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только со мной, ребятами, но даже с папой Карло.

Буратино:

Не было этого, не было, не было!

Мальвина:

Ну вот, опять за свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу есть, есть хочу», или «Хочу в школу, в школу хочу»,- разве это не было сказано капризным тоном, недовольнымголосом?

Буратино:

Может быть, я иногда говорил немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только вот некоторые не понимают моих шуток. Вот вчера, например, иду, вдруг вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю, я, конечно, стал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?». Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал?

Или вот учительница «двойку» за грязь ему поставила,а я, чтобы развеселить его, спел «Клякса- вакса-гуталин, на носу горячий блин!». Что тут было?! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, Мальвина? Правда, ребята?

(Ребята высказывают свое мнение).

Мальвина:

Я, думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино:

Я один, что ли, так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут…. А… Замолчали! Потому, что многие из них похожи на меня. Разве не так? Друг к другу как обращаются: «ты, дай ручку!». Есть и такие ребята, что бранятся. Да-да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А как смеются над неудачами товарищей! Давайте не будем спорить, а просто все станем делать лучше. Хорошо я придумал, Мальвина? Хорошо, ребята?

Мальвина:

Это очень хорошо. Нужно всегда помнить, что от доброго слова у людей становится теплее на сердце, а от злого дружба может разрушиться. Недаром говорят в народе: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята!

Педагог:

В вежливости проявляются отношения к другим людям. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях, вежливые слова, сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, невежливо ответить на приветствие. А теперь, ребята, я хотела бы вам предложить несколько ситуаций.

Одна из них:

Вы едете в автобусе сидя, все места заняты. И вдруг, в автобус входит старенькая бабушка. Как вы, ребята, поступите в этом случае?

(Ребята отвечают, что нужно встатьи уступить место).

Вы уходите из гостей от друга. Его мама на прощание вручила вам сладости. Веселый и довольный вы убегаете домой. Как надо поступить в таком случае?

(Отвечают, что нужно поблагодарить маму друга и попрощаться).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой,и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Педагог:

В конце нашей беседы мне хотелось бы спросить вас, ребята, как вы думаете, кого можно назвать вежливым человеком?

Вспомните вежливые слова, назовите их.

Как нужно вежливо поздороваться?

Как попросить вежливо кого-нибудь о чем-нибудь?

Как получилось, что герои рассказа «Неблагодарные» вели себя очень вежливо, а ими остались недовольны.

Если ты что-то совершил, что нужно попросить?

(Ребята обсуждают, отвечают на вопросы).

Нашу беседу, ребята, мне хотелось бызавершить словами из стихотворения Юсупова «Простите»:

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите!» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую, есть лучше в продаже»…

«Простите…» Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

1. Вступительное слово библиотекаря .

Всем – и взрослым, и детям – нравится, когда их хвалят. Скорее всего, вы уже точно знаете, когда вас похвалят, а когда отругают.

Мальчик толкнул девочку, девочка показала язык бабушке, ребята разрисовали кабину лифта или стены в подъезде…

Как вы думаете, хорошо ли поступают ребята?

Ответы детей.

Вы правы, за такие дела по головке не погладят! Но бывают случаи, когда вы не знаете, встать или сесть, сказать что-то или промолчать, уйти или остаться. И вот тогда на помощь приходит наука вежливость .

Было бы хорошо, если бы вежливость рождалась вместе с человеком. Но вежливость достигается лишь в результате освоения правил поведения и желания самого человека пристойно вести себя в любой ситуации.

Во всех общественных местах, которые вы посещаете: в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома (в семье) люди ведут себя в соответствии с определёнными правилами.

Кто из вас знает, как называются такие правила?

Ответы детей.

Совершенно правильно – это правила этикета. Эти правила и определяют культуру поведения каждого человека, нормы нравственности. Эти нормы являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости , принятые в обществе.


Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.

В основе своей эти правила поведения являются всеобщими для всех людей.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

-придворный этикет

- дипломатический этикет

- воинский этикет

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о его нравственных и умственных достоинствах.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Манеры же во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания , создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Хорошие манеры:

способ держать себя,

внешняя форма поведения,

обращения с другими людьми,

употребляемые в речи выражения, тон, интонация,

характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются также скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости , в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.


Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же, с близкими, не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Послушайте небольшой рассказ и скажите, кто из подруг поступил правильно, как воспитанный человек, а кто был не прав?

… Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается - всё учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учёбой, завтра же от неё отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “ Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной по математике?” Ира меняется в лице, её лицо приобретает выражение лисы Патрикеевны: “Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” - спрашивает Полина девочку. “Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идёт подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!”

Ответы учащихся.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный стул».

Цель : развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности, учить видеть в человеке хорошее

Сейчас, называя только положительные качества, вы должны будете охарактеризовать ученика, сидящего на стуле.

На «волшебный стул» приглашается один из участников игры. Присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза:

называют качества (умный, добрый, внимательный…);

дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, можно обратиться с просьбой…);

говорят о внешних достоинствах (красивые волосы, красивые глаза…).

Если каждый из вас посмотри в зеркало, то сможет сам оценить свой внешний вид, одежду, осанку.

А правильно ли и красиво ли кушаете?

Как вы ходите, сидите?

Бесшумно жуёте или пьёте, не заталкиваете ли хлеб большим ломтём в рот, не чавкаете? Открываете и придерживаете дверь в ожидании, пока через неё не пройдут женщина, пожилой человек, малыш?

На все эти вопросы вам будет трудно ответить, если вы не будете знать правила этикета, манеры и правила хорошего тона.

Вежливость

Не секрет, что не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все их соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал бы им замечания.

А чтобы это так и было, нужно быть вежливым, потому что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему всегда интересно и надежно.

А кого называют вежливым человеком?

Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.

А может быть и не нужны нам общепринятые правила поведения? Может легче прожить по своим правилам: «Я так хочу!», «Мне так нравится!», «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем!».

Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Вот советы Г. Остера для непослушных детей…

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Советы писателя подтверждают ещё одно важное правило, которого следует обязательно придерживаться:

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел,

чтобы поступили по отношению к тебе»

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т. е. «знаток». Быть вежливым означает знать как себя вести. В словаре о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правило приличия, воспитанный, учтивый».

Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия. Вспомните Доктора Айболита! Каким он был? (Добрым.) А каким был Брамалей? (Злым.)

К сожалению, совершенно забыто прекрасное высказывание Сервантеса:

"Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость"

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще - обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги: "Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться.. .Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности ".

А как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях.

Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, «Как вы звоните по телефону», «Как вы покупаете продукты в магазине»

Послушайте стихотворение С. Маршака о вежливости

Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда:
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Час на ожидание!

И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Вам часто говорят: «Нужно быть воспитанными учащимися» А что это значит? В чем проявляется воспитанность?

Воспитанность проявляется, прежде всего, в вежливом поведении человека. Проявление вежливости – это не только слова, но и поведение человека в целом, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

“С добрым утром”, “Добрый вечер”,

“Доброй ночи” – говорим.

Если к чаю иль к обеду

В дом войдём – не любо, что ль,

Поклонясь, сказать соседям:

“Чай да сахар”, “Хлеб да соль”!

Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле

Александр Яшин

Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

В стихотворении прозвучали необычные слова. Их называют «волшебными». Давайте с вами их вспомним

(Дети называют волшебные слова:

здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, спасибо, доброго пути, простите)

И еще сегодня мы с вами поговорим о приветствиях.

Считается, что приветствие – первое правило этикета. Приветствия – они ведь тоже могут быть разными: обязательные, отчужденные. Корректные, полные чувства симпатии и доброжелательности.

Проводится игра: “Аукцион приветствий”

(победит тот, чье приветствие окажется последним

“Доброе утро”,“Здравствуйте”, “Здорово”, “Хэллоу”. “Привет”, “Салют”, “Хай ”)

Здравствуйте! – значит, будьте здоровы, не нужно жалеть пожеланий здоровья при встрече с родственниками, друзьями, знакомыми и вовсе незнакомыми людьми.

Слово “Здравствуйте” обозначает: “Я тебя вижу, человек, ты мне приятен. Я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне также относился”. Отклониться от приветствия, не ответить на него – это верх неприличия.

А сейчас послушайте, как приветствовали друг друга разные народы.

Монголы спрашивали: “Здоров ли ваш скот?” Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные – значит, хватает еды, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу – все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу. По старому монгольскому обычаю приветствующий вытирал об одежду приветствуемого руку, испачканную в крови или в грязи. Смысл этого действия философичен и мудр: “Вещь недолговечна, хозяин вечен”.

Здороваясь, еврей скажет: “Мир вам, перс”. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди (актер в арабском костюме демонстрирует это приветствие). Туркмены засовывают руки в длинные рукава, а китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками. Таджики складывают обе руки чуть ниже груди и немного подходят к приветствуемому: “Ассолом алейкум” - и протягивают обе руки.

Египтяне интересовались: “Хорошо ли вы потеете?”, а папуасы произносили: “Дай я тебя обнюхаю!” У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще высовывают язык.

У гренландцев формальное приветствие отсутствует, но при встрече они обязательно поизносят: “Хорошая погода”. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Самоанцы обнюхивают друг друга. Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову. Японцы предпочитают поклоны.

Самыми забавными и по сей день, остаются приветствия африканских племен. Словами “Я тебя вижу” обмениваются при встрече зулусы.

Акомба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного. Представить племени Масои при встрече сначала сплевывает. А потом плюет на собственную кисть и только потом позволяет пожать себе руку. На Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.

Понимание, интерес к различным приветствиям, не навязывание своего, - это и есть культура взаимоотношений. Уважать каждого даже если ты другой. Ты не похож на меня, но ты не виноват в этом, так же как и я. Давайте уважать друг друга. Главное научиться замечать друг друга, дарить при встрече тепло и радость.

А теперь давайте немного пофантазируем, как могли бы поздороваться люди разных профессий: шахтеры, строители, водители, железнодорожники”.

Поделиться: